Рада приняла закон о концессиях: реакция участников портового рынка

3 апреля Верховная Рада приняла за основу проект закона «О концессиях». За принятие соответствующего правительственного законопроект № 8125 в первом чтении проголосовали 240 народных депутатов.
В то, что первое чтение законопроект пройдет уже в этом году мало кто верил. Но народные депутаты преподнесли портовому сообществу неожиданный сюрприз.
Мы попросили учатников рынка прокомментировать эту новость. В дальнейшем мы также будем публиковать более развернутые мнения относительно данного закона и его анализ.



Шота Хаджишвили, председатель правления Ассоциации морских агентов Украины
Для меня это позитивная новость. К идее концессии отношусь хорошо. ГП должны быть проданы, а для имущества, которое нельзя продавать - концессия лучшее что придумали.

Андрей Соколов, экс-директор ГП «Херсонский МТП», советник министра инфраструктуры:
Принятие законопроекта в первом чтении – это важный шаг. Многие сомневались, что первое чтение законопроект пройдет в этом году. Собственно, концессия ХМТП и «Ольвии» предусматривалась даже без расчета на то, что к моменту заключения договоров новый закон уже будет действовать. Предполагалось, что это будет на базе существующего закона «О концессии». Но помимо этих объектов есть еще множество других, которым нужна именно концессиия. Механизм аренды не подходит, поскольку там инвестор слишком зависит от руководства госкомпаний, у которых на балансе имущество, которое сдается в аренду. Концессия развязывает руки – ты можешь улучшать инфраструктуру и т.д. без созыва соответствующей комиссии, т.е., процесс идет быстрее.
Конечно, сейчас проект прошел только первое чтение и предстоят другие этапы прохождения законопроекта, но для инвесторов и отрасли это все-таки очень позитивный знак. Доработки наверняка будут, но уверен, что законопроект найдет поддержку – его долго «вынашивали» и превлекли многих специалистов, в том числе и иностранных, из уважаемых финансовых организаций и т.д.

Карина Щеглова, экс-директор ГП «Скадовский МТП»
Такой законопроект очень важен для таких небольших портов, как Скадовский порт. Для которых это даже важнее, чем для «Ольвии» с ее позитивной динамикой грузоперевалки. О том, что ГП «Скадовский МТП» необходимо отдать в концессию или же использовать какой-то другой механизмм, я говорила еще пять лет назад. Это тут случай, когда должен придти инвестор и создать многую инфраструктуру практически с нуля. И для него важно видеть, что законодательство защищает его интересы и он сможет рассчитывать на возвращение инвестиций и в будущем – на приватизацию. Нынешний законопроект еще не идеален. Например, не все понятно в отношении концессионных платежей. Но в целом он производит впечатление прозрачного, он должен привлечь инвесторов. Я знаю инвесторов, которые ждут именно прозрачного механизма концессии, им важно, чтобы был один четкий закон. Кроме того, закон о концессии исключает дополнительные звенья в плане согласования, что тоже важно для инвесторов, которые хотят четко понимать, что, например, в этом случае ответственность будет конкретно на Мининфраструктуры.

Татьяна Титаренко, управляющий партнер LeGran.TT
Приветствую принятие законопроекта «О концессиях» в первом чтении, как и в целом разработку документа.
В законопроекте заявлены ряд важных и нужных для портовой отрасли новшеств, которые создают правовой механизм для реализации концессионных проектов в портах. 
К примеру, предусмотрен механизм трансформации аренды в концессию в случае обращения со стороны арендатора, упрощена  процедура выделения земельных участков для концессионных проектов (отсутствует требование о получении разрешения госорганов; необходимы: 1. ходатайство частного партнера, концессионера; 2. договор, заключенный в рамках ГЧП, в частности, концессионный). Важным нововведением считаю возможность потенциального концессионера инициировать концессионный проект, а также возможность  замены концессионера. Положительным является разграничение регулирования концессии и других форм ГЧП.
В то же время надеюсь, что в процессе доработки законопроекта в парламенте будет учтено рад моментов. К примеру, не совсем ясно, насколько эффективным и "рабочим" будет мониторинг и контроль за реализацией концессионных проектов. Вижу проблемы и в части разрешения земельных вопросов А они, безусловно, являются одними из ключевых для реализации любого инфраструктурного проекта в портах. К примеру,   учитывая специфику портовой сферы, для реализации одного концессионного проекта может потребоваться отвод нескольких участков различных форм собственности – коммунальной и государственной. И вот здесь будущий концессионер непременно столкнется со сложностями взаимодействия с органами, которые распоряжаются земельными участками.  Возможно. целесообразнее передать права на управление земельными участками в пределах границ портов тому же органу управления, который ответственен за реализацию всего концессионного проекта, т.е. Мининфраструктуры. Такой подход существенно упростил и ускорил бы реализацию инвестиционных проектов в портах. Тревожит то, что законопроект фактически оставляет существующую процедуру принятия решения об осуществлении ГЧП  без изменений, со всей потенциальной бюрократией и препятствиями. А это может негативным образом сказаться на инвестиционной привлекательности проектов в портовой сфере и, возможно, на самой практической реализуемости таких проектов.
В целом, законопроект предполагает обширный пакет изменений в действующее законодательство Украины. Уверена, окончательный коэффициент эффективности  законопроекта можно будет просчитать лишь после его правоприменения на практике.

Партнёр Международной юридической службы Interlegal Артур Ницевич и менеджер портовых и морских проектов Interlegal Рашид Буда:
Законопроект, наконец, определяет правила игры, как для государственного, так и для частного секторов во время реализации концессионных проектов. Ведь не секрет, что ранее конкурсные условия разрабатывались скорее для одного участника (концессионера), что во многом объясняет неуспешную реализацию украинских концессионных проектов в прошлом.
В законе много новых интересных юридических и экономических реалий:
• Новая процедура передачи объектов и проведения концессионного конкурса;
• Чёткое регулирование видов и содержания решений, которые принимает концессиедатель;
• Предусмотрена возможность формирования объекта концессии за счёт имущества, которое находится на балансе  нескольких балансодержателей;
• Предусмотрена возможность инициирования концессионных проектов самим инвестором, а также возможность трансформации отношений аренды в концессию, чего давно ждали специалисты рынка;
Кроме того, законодатель предусмотрел возможность замены концессионера, что также является новшеством для Украины. Также хочется отметить качество юридической техники документа. Невооруженным глазом видно, что он написан специалистами.
Мы все знаем, что именно этого зачастую не хватает современной Украине. Однако ещё стоит дождаться второго чтения и посмотреть, какие изменения будут внесены на этапе доработки документа. В целом мы смотрим на новации законопроекта с оптимизмом и рекомендуем всем, кто любит юридические тонкости, изучить для начала вывод Главного научно-экспертного управления.


скачать dle 11.3
  • 84